Традиция дарить открытки на Рождество связана с рождественской историей, когда восточные мудрецы, придя поклониться новорожденному Царю, принесли свои подарки для младенца Иисуса.
Но в 1794 году английский художник Добсон вместо подарка на рождество вручил своему другу карточку, на которой изобразил зимний пейзаж и семейную сценку возле елки. Так появилась первая рождественская открытка.
История появления первых коммерческих рождественских открыток, связана с именем молодого английского чиновника Генри Коула, у которого было много родственников, знакомых и друзей, но не было достаточно средств, чтобы сделать всем подарки, и времени, чтобы лично написать им рождественские письма. Поэтому в 1843 году он заказал своему другу, художнику Джону Хорсли, нарисовать поздравительную карточку, которую просто было необходимо подписать. Художник украсил карточку размером 12x7 см изображением трех поколений семьи, с бокалами вина в руках провозглашающие тост за получателя открытки. Слова "Веселого Рождества и счастливого Нового года!" звучно дополняли изображение на открытке.
1 октября 1869 года в Австро-Венгерском почтовом обращении появилась почтовая карточка с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера.
В 1870-1871 годах в Германии во время франко-прусской войны появилась «иллюстрированная почтовая карточка». И рождественскую картинку с поздравлением стали посылать по почте как открытое письмо. На лицевой стороне было свободное место для написания ограниченного количества слов поздравления и пожеланий, место для адресов получателя и отправителя, для наклеивания почтовой марки. Но в отличие от полноформатных открыток иллюстрированные почтовые карточки содержали иллюстрацию в левой верхней части своей адресной стороны.
Не смотря на то, что производство рождественских открыток было выгодным делом, и Германия являлась основным экспортером рождественских открыток для многих стран, в том числе и для России, на территории самой Германии использовались традиционные так называемые листки с пожеланиями (Wunschblätter), оформленные на фирменных бланках с напечатанными стихами или цитатами. И только первая мировая война принесла рождественской открытке в Германии массовый успех.
Из истории возникновения и развития рождественской открытки стало понятно, что современная рождественская открытка объединяет в себе выше описанные виды открыток и обозначает карточку, размером 10,5 × 14,8 см, с рождественским мотивом на одной стороне и поздравлением, местом для почтовой марки и адресов получателя и отправителя на другой. Основная функция рождественской открытки дарить добро и теплоту близким и друзьям в связи с рождественскими праздниками.
Уже из истории возникновения и развития рождественской открытки мы можем сделать первые выводы о характере немецкого народа. Четко вырисовывается такая черта немецкого менталитета как педантичность, качество, предусматривающее чрезмерную склонность к соблюдению формальных требований, правил. На лицевой стороне немецкой открытки было предусмотрено место для написания ограниченного количества слов поздравления и пожеланий, место для адресов получателя и отправителя, для наклеивания почтовой марки. Экономность и практичность немцев проявлялись при изготовлении и использовании рождественских открыток. Не смотря на то, что Германия являлась основным экспортером рождественских открыток для многих стран, на территории самой Германии из-за экономии бумаги и краски было принято вручать 24 декабря листки с пожеланиями (Wunschblätter).